Фрагмент для ознакомления
2
Данная тема посвящена комплексному анализу экономического и финансового состояния государственных и муниципальных организаций. В контексте современной социально-экономической динамики, роль данных организаций в обеспечении экономической стабильности и социального благосостояния становится ключевой. Анализ включает систематическое исследование финансовой устойчивости, эффективности управления ресурсами. Проведение анализа направлено на предоставление объективной информации для принятия обоснованных решений руководством и учреждениями государственного и муниципального уровня, а также на повышение прозрачности, ответственности и устойчивости в контексте сложной экономической среды.
Введение
В современных условиях динамичного социально-экономического развития актуальность экономического и финансового анализа государственных и муниципальных организаций становится несомненной. Государственный и муниципальный сектор играют ключевую роль в обеспечении экономической стабильности, социальной справедливости и реализации стратегических целей общества.
Экономический и финансовый анализ данных организаций представляет собой систематическое исследование и оценку их финансового состояния, эффективности управления ресурсами, а также достижения стратегических целей и социальных задач. Этот процесс имеет целью предоставить объективную информацию для принятия обоснованных решений руководством и учреждениями государственного и муниципального уровня.
В данной работе рассмотрена теоретическая основа организации государственных и муниципальных предприятий, а также проведен анализ компании ПАО Газпром по ее основным финансовым показателям.
Часть 1. Экономический и финансовый анализ государственных и муниципальных организаций
В современной ситуации Российское государство сталкивается с необходимостью решения новых задач в области экономического развития страны. Это включает в себя поиск внутренних резервов, повышение эффективности традиционных отраслей государственного и муниципального сектора и укрепление доверия. Вовлечение российской экономики в мировой коммерческий оборот и решение проблем перестройки экономики могут предоставить ценный опыт для других стран, сталкивающихся с подобными вызовами. Это также может способствовать выявлению конкретных результатов экономических реформ и юридического регулирования отношений, в которых активно участвуют государственные унитарные предприятия. Они выступают как активные субъекты предпринимательской деятельности, отражая как частные, так и общественные интересы государства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) представляет собой основной нормативный акт, определяющий правовые основы функционирования бюджетной системы России. Он закрепляет общие принципы бюджетного законодательства, регламентирует организацию и деятельность бюджетной системы России, устанавливает правовое положение участников бюджетных отношений. Кроме того, БК РФ определяет основы бюджетного процесса, регулирует межбюджетные отношения, устанавливает порядок исполнения судебных актов, касающихся взыскания средств из бюджетов, а также устанавливает ответственность за нарушение бюджетного законодательства.
Понятие "бюджет" и "бюджетное учреждение" определены в статье 6 БК РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.04.2007) [1].
Бюджет - это определенная форма для формирования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансирующее выполнение своих функций, включая предоставление государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Финансирование осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
В Гражданском кодексе Российской Федерации учреждение определяется как организация, созданная собственником для осуществления различных функций некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично [2].
Следовательно, бюджетное учреждение и обычное учреждение можно рассматривать как единое понятие, так как бюджетное учреждение, помимо финансирования из бюджета, может также заниматься предпринимательской деятельностью и частично финансироваться от нее [5].
В разграничении бюджетных учреждений от организаций других организационно-правовых форм вы выделили следующие ключевые моменты:
- учредители - организации данного типа могут быть созданы только органами государственной власти РФ, субъектов РФ, или органами местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и аналогичные хозяйствующие субъекты не могут выступать в роли учредителей бюджетных организаций. Бюджетные учреждения получают право оперативного управления государственным или муниципальным имуществом от органов власти РФ, субъектов РФ или муниципалитетов;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности Российской Федерации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.01.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности Российской Федерации. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.01.2024).
3. О бухгалтерском учете: [федер. закон от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ (ред. от 26.07.2019)] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 21.01.2024).
4. О формах бухгалтерской отчетности компаний: [приказ Минфина России от 02 июля 2010 г., № 66н] [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 21.01.2024).
5. Быков, В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие / В.А. Быков, Н.В. Генералова, В.В. Патров; под редакцией Я.В. Соколова. - 2-e издание, исправленное и дополненное. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 512 с.
6. Колачева, Н.В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. - 2015. - С. 29–35.
7. Концептуальные основы финансовой отчетности [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. – Режим доступа: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/02/main/ (Дата обращения: 21.01.2024).